Виктор Сергеев | Личная страница

Главная | Регистрация | Вход
Воскресенье, 22.10.2017, 21:27
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории каталога
О службе [12]
Просто так [15]
Рыбалка [25]
Поэзия [3]
Главная » Статьи » О службе

О командире корабля В.А.Крикунове

Здесь я привожу статью Виктора Алексеевича Крикунова опубликованной в газете «Новосибирские ведомости» №621 от 24.01.03 о ракетном крейсера «Слава» Черноморского флота, на котором имел честь служить на различных офицерских должностях с 1981 по 1991 годы. Том крейсере, что красуется у меня за заставке. Перед тем, как ее представить хочу написать о самом Викторе Алексеевиче. За время моей службы судьба свела с тремя командирами. И ко всем я отношусь с большим уважением и вспоминаю с теплотой. Молодым лейтенантом я пришел на корабль, которым командовал капитан 1 ранга Москаленко Вадим Олегович. С ним мы выходили из Николаевского судостроительного завода имени «61 коммунара», прошли ходовые и государственные испытания и вышли на первую боевую службу. Этого командира отличало исключительная требовательность к профессиональной подготовке офицеров. Прощалось многое, если ты действительно был классным специалистом. Виктор Алексеевич Крикунов сменил первого командира, как раз в период следующей длительной боевой службы в Средиземном море. И так получилось, что он стал самым «плавающим» командиром нашего корабля. Мы за очень непродолжительное время прошли с ним три боевые службы, не считая выполнения задач боевой подготовки, так же связанные с длительным пребыванием в море. Причем это было не простое «торчание» в какой ни будь точке якорной стоянки, а реальное выполнение боевых задач корабля постоянной боевой готовности. В первую очередь, связанных со слежением за авианосными соединениями ВМС США. Были моменты, когда наш корабль в одиночку производил визуальное слежение за двумя авианосцами сразу, находясь прямо в ордере американских кораблей. Что им очень не нравилось. Командир при этом не покидал ГКП неделями! Не знаю, откуда такая «многожильность». Помню, что меня лично, тот месяц боевой вывернул наизнанку! А сколько таких боевых он сам прошел: читайте в его статье. Говорить о профессионализме нашего командира вообще нет смысла, потому как без него и не было бы тех боевых служб и тех слежений. А ровное и доброжелательное отношение к подчиненным; его, такую вот «интеллигентную» требовательность отметить хочется. Никогда не слышал от командира крика или грубого слова. Но ошибки свои были понятны сразу. Думаю, что мои слова подтвердят все друзья тех лет, с которыми до сих пор поддерживаю связь и переписываюсь. Вот Вам эта статья, и фото настоящего Командира.



Мы с гордостью называли себя"Славяне"!..

(посвящается 20-летию со дня подъема Военно-морского флага СССР на ракетном крейсере "Слава")

Виктор Крикунов, капитан 1-го ранга запаса, второй командир РКР "Слава" с 1984-го по 1988 г.

30 января 1983 года в акватории Николаевского судостроительного завода им. 61 Коммунара торжественно был поднят Военно-морской флаг СССР на ракетном крейсере "Слава", который стал пятым кораблем в истории русского флота, носящем это имя… Боевой флаг предыдущего крейсера "Слава" был передан новому кораблю и поднят последним его командиром - контр-адмиралом Н. Б. Мясоедовым.

Корабли с именем "Слава" вписали немало ярких страниц в историю Российского флота.

В июне 1770 года, когда Россия вела борьбу за выход к южным морям, в боевом составе сил русской эскадры в Средиземном море находился 16-пушечный фрегат "Слава". Во время знаменитого Чесменского сражения фрегат "Слава" встретил отряд турецких судов из 13 единиц. Вступив с ними в бой, фрегат потопил два корабля, четыре сжег, три взял призом, а затем дерзким десантом экипаж высадился на берег и захватил вражескую батарею. Так было положено начало героической родословной кораблей с этим названием.

Через 18 лет, во время войны России со Швецией (1788-1790 гг.), в Эландском, а затем в Ревельском морских сражениях отличился другой - 38-пушечный фрегат "Слава" Балтийского флота.

В 1917 году во время Моонзундской операции в сражении с превосходящими силами противника, прорывающегося в Финский залив, броненосный линкор "Слава" Балтийского флота получил повреждения и был затоплен командой прямо у входа в Моонзундский канал. Тем самым путь на революционный Петроград для противника был закрыт. Это был подвиг сродни легендарному "Варягу". Бой линкора "Слава" с немецкими кораблями замечательно изложен в книге "Моонзунд" писателем-маринистом В. С. Пикулем.

За неделю до начала Великой Отечественной войны в составе Черноморского флота появился крейсер, который тоже впоследствии получил название "Слава". По своим габаритам он был самым длинным кораблем на Черноморском флоте. Во время боевых действий ему торпедой оторвало... 27 метров кормы. Однако корабль при этом не потерял живучести и своим ходом смог дойти до Новороссийска. Спустя некоторое время "Слава" снова была в боевом строю.

Пятая "Слава" спроектирована Северным производственно-конструкторским бюро во главе с главным конструктором лауреатом Государственной премии Валентином Ивановичем Мутихиным. Ракетный крейсер "Слава" относился к кораблям третьего поколения. Он был заложен на стапеле судостроительного завода в Николаеве 5 ноября 1976 г., а спущен на воду 27 июля 1979 года. В этот год я командовал гвардейским большим противолодочным кораблем "Сообразительный", который проходил ремонт в заводе, и мне непосредственно вместе с экипажем пришлось обеспечивать спуск "Славы" на воду. Я тогда и не предполагал, что судьба моя на многие годы будет связана с этим крейсером. В декабре 1982 года успешно прошли заводские и государственные испытания корабля. На момент поднятия на нем Военно-морского флага он являлся не просто флагманом, но и лучшим крейсером мира по своим боевым возможностям и по количеству вооружения на тонну водоизмещения. Интерес к "Славе" был настолько велик, что в первый же его выход в Средиземное море над ним постоянно "висела" авиация различных государств. За неполные три месяца плавания иностранцы совершили 930 облетов корабля.

Внешний вид советского ракетного крейсера и скрытая в нем мощь настолько впечатляли даже видавших, виды военных моряков, что, когда "Слава", например, повстречалась с английским авианосцем "Инвинсибл", с последнего был передан семафор: "Восхищен. Командир".

Новым кораблем восхищались не только за рубежом. Уже в первом походе по достоинству его смогли оценить в первую очередь моряки, служившие на нем. Первая такая возможность представилась во время перехода корабля на Северный флот. В Бискайском заливе корабельная группа попала в полосу жестокого шторма. Ни один из кораблей сопровождения не смог противостоять ему, поэтому они были вынуждены идти ближе к берегу. "Слава" же будучи головным кораблем, продолжила свой путь как ни в чем не бывало.

Высокие ходовые качества этот корабль продемонстрировал и три года спустя, в 1986 году, когда по тревоге был отправлен в район Ливии, где к тому времени сложилась нестабильная военно-политическая обстановка.

Крейсер представлял собой и достаточно серьезного боевого противника, так как был оснащен самыми современными на тот момент видами вооружения. Об уровне установленного на его борту оружия говорил хотя бы тот факт, что еще 20 лет назад этот корабль уже был оснащен тремя (!) космическими системами связи, разведки и целеуказания, навигации, чем даже на сегодняшний день может похвастать далеко не каждый более современный корабль.

В составе его экипажа, состоящего, между прочим, ни много ни мало из 550 человек, каждый четвертый является представителем офицерско-мичманского состава. Матросы срочной службы выполняли в большей части операторскую работу, а примерно каждый пятый из них для того, чтобы справиться с возложенной на него задачей, должен был пройти специальный курс обучения.

В том же 1983 году, когда над "Славой" был поднят военно-морской флаг, этот корабль совместно с атомным крейсером "Киров" впервые в истории Советского Военно-Морского флота принял участие в учениях по отражению атаки пяти крылатых ракет одновременно. При этом экипажу ракетного крейсера "Слава" удалось не просто поразить все цели, но сделать это еще и лучше других.

Уже в 1984 году "Слава" становится отличным кораблем в Военно-морском флоте СССР. А год спустя Главнокомандующий Военно-морским флотом адмирал флота В.Н. Чернавин вручил лично мне, тогда еще капитану 2-го ранга, вымпел министра обороны СССР "За мужество и воинскую доблесть".

За неполные семь лет, что корабль находился в составе боевых сил Черноморского флота до постановки его в завод, экипаж провел долгих 20 месяцев в дальних походах. Случались годы, как, например, 1986-й, когда офицеры корабля ночевали на берегу всего 18 раз!

Но, пожалуй, самой почетной и исторической миссией, которую пришлось выполнить ракетному крейсеру "Слава", являлось его участие в обеспечении встречи президентов - США Д. Буша и СССР М. Горбачева - на о. Мальта. По ее окончании Джордж Буш высказал в телеграмме на имя Министерства иностранных дел в Москве свое восхищение "Славой". Успешное выполнение этой задачи принесло крейсеру мировую известность.

В августе 1990 года ракетный крейсер "Слава" принял участие в Ялтинской международной конференции по выявлению и контролю за ядерным оружием, находящимся на борту боевых кораблей по личному указанию М. С. Горбачева. В эти дни на крейсере побывало множество ученых с мировым именем, а также министры обороны США, Китая, Кубы, Сирии, Финляндии, главнокомандующий объединенными вооруженными силами НАТО в Европе, главнокомандующий ВМС Индии.

17 декабря 1990 года крейсер "Слава" своим ходом вошел в акваторию родного завода в Николаеве для планового ремонта. Тысячи заводчан торжественно встречали корабль - гордость завода. И никто тогда еще не предполагал, что совершившийся вскоре развал СССР, длительная неопределенность участи Черноморского флота, хронические неплатежи могли бы поставить крест на судьбе "Славы", а ремонт корабля затянется на долгие одиннадцать лет… И только в июне 1997 года на корабле был поднят Андреевский Военно-морской флаг Российской Федерации. Все предыдущие годы крейсер нес службу под флагом ВМФ СССР! Хотя украинские адмиралы пытались склонить экипаж переприсягнуть Украине и поднять желто-голубой флаг, но члены экипажа всегда помнили, что они - "Славяне".

Вот и вспомнились мне слова нашего корабельного поэта, мичмана Василия Кравченко:

Да, были дальние походы,
Не дни прошли,
промчались годы,
Остались за кормой.
А нынче я ушел на берег.
Но вот надолго ли?
Не верю -
Уже я чувствую потерю,
Где славный крейсер мой?
Нам у причала гнить
никак нельзя.
В походах дальних
все мы знаем толк.
У нас одна суровая стезя -
Уйти в моря
и выполнить свой долг.
Почти три века
флоту россиян,
Никто три этих века
не сотрет.
Нас ждет еще великий океан.
Да будешь вечен ты,
Российский флот!

Но вернемся ко времени ремонта крейсера на заводе. Денег для окончания ремонта не хватало, и эту проблему взялся решить мэр г. Москвы Ю. М. Лужков. 16 мая 1995 года крейсеру "Слава" присвоили новое имя - "Москва". И вскоре на ремонт "Москвы" было выделено 14,5 млрд рублей. Дальше финансовая поддержка стала постоянной и возрастающей.

В 2001 году ракетный крейсер, ставший к этому времени гвардейским, вновь появился на рейде Севастопольской бухты. Летом 2002 года он вышел в воды Средиземного моря…

В жизни "Славы" был замечательный многолетний период шефских связей и яркой дружбы с Арзамасским приборостроительным объединением, сыгравшим большую роль в патриотическом воспитании молодежи. Директор завода - Павел Иванович Пландин и его прекрасные помощники В. П. Пучков, Н. М. Акутин, Н. А. Живов, С. Т. Метла, В. В. Просвирнин сделали наши шефские связи показательными в СССР, а моряки, приезжавшие в Арзамас после увольнения, до сих пор там живут, трудятся и называют их "Славяне".

Многое изменилось за эти годы, но у меня в памяти стоит незабываемая картина - "Слава" у причала в Пирее в Греции, а палуба его засыпана красными гвоздиками… Это был триумф нашей страны, Военно-морского флота, поклонение гению конструкторов, ученых, инженеров, рабочих - всем тем, чьи руки и ум создали "Славу". А героями были офицеры, мичманы, матросы, что освоили новейшую боевую технику и вывели крейсер в Мировой океан. Вспомним их имена. Это: главный конструктор, Герой Социалистического Труда В. И. Мутихин; ответственный сдатчик крейсера М. Г. Жело; командир электромеханической боевой части капитан 2-го ранга В. Фененко; командир ракетно-артиллерийской боевой части капитан 2-го ранга Н. Манчевский; командир крейсера капитан 1-го ранга В. О. Москаленко (за освоение нового крейсера он был удостоен звания лауреата Государственной премии); заместитель по политчасти капитан 2-го ранга А. К. Чебыкин; капитан 2-го ранга В. Коновал, капитан 3-го ранга В. Макеев, капитан-лейтенант Ю. Нестеров, старший лейтенант В. Климентов, старший лейтенант В. Сергеев, капитан-лейтенант Б. Байшуканов; мичманы М. Цыганюк, П. Влас, Р. Островский, М. Геплюк; старшина 1-й статьи К. Гнездилов; старшины 2-й статьи В. Усович, А. Лялин; матросы А. Иванов, С. Пастухов, Е. Лесников… Их, а также всех, кто служил на этом крейсере, объединяет одно имя - "Слава".

Судьба разбросала "Славян" по всей России. И все же, несмотря ни на что, хочется верить, что даром ничего не проходит, и у руля российской государственности вновь появятся люди, способные с полной ответственностью и основанием заявить, что, как завещал Петр Великий: "Там, где поднят Российский флаг, он не будет спущен никогда!".

Честь имею!


Категория: О службе | Добавил: vik-sergeev (21.04.2008)
Просмотров: 8155 | Комментарии: 11 | Рейтинг: 5.0/9 |
Всего комментариев: 111 2 »
11  
Недзельский Эдуард имел честь служить 85-88 Сигнальщик

10  
здравствуйте мойй отец увас служил на этом крейсере НИшонов Зафар Джафаровичь помни те такого

9  
Воистину прекрассная статья! Спасибо вам!

8  
Крейсер Слава - мой первый корабль, их было много потом, но время идет, ничто не вечно под луной - пора на пенсию.

7  
Ребят пишу НОУ (научную роботу) про ваш крейсер у мя тут служил прадет и пробабушка ребят мне спасибо что вы есть и есть СЛАВА

6  
Замечательный корабль! Замечательные люди! Есть чем гордиться! Спасибо за статью.

5  
Служил на СЛАВЕ 1984 -1987 ком отделения СЗА 130 .Лихое было время. Кто помнит меня пишите на kapiigor@yandex.ru

4  
Служил на РКР "Слава" с 1984 по 1987.Отлично помню КОмандира.Настоящий капитан 1 ранга/капраз/.
с уважением
Командир 1 отделения гидроаккустиков/в запасе/
Блинов Анатолий.

3  
Имел честь служить на РКР Слава 1987-89гг.

2  
"Судьба разбросала "Славян" по всей России. И все же, несмотря ни на что, хочется верить, что даром ничего не проходит, и у руля российской государственности вновь появятся люди, способные с полной ответственностью и основанием заявить, что, как завещал Петр Великий: "Там, где поднят Российский флаг, он не будет спущен никогда!".

Не знаю как у руля российской государственности, а у "латвийского руля" до декабря 2008 года премьерствовал некий Калвитис, автоматчик-телемеханик РКР "Слава", подчиненный нашего зенитовца А.В.Цебро dry


1-10 11-11
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Мне интересно:
Статистика

Copyright vik-sergeev © 2017 | Хостинг от uCoz