Виктор Сергеев | Личная страница

День строителя
 День Строителя
  Другая история.
  Обычно, на День Строителя мне везет. Во-первых это всегда выходной. Значит я или в лесу, или на рыбалке. Во-вторых, если я в лесу, то грибов набираю много. Они, как раз, начинают к этому времени расти. В-третьих, если на рыбалке, то и рыбы ловлю прилично. Рыба к этому дню, как раз, активизируется. Хорошие люди, эти Строители, вот мне и улыбается удача в этот день. На память приходят два приятных воспоминания, связанных с Днем Строителя. Первое: выловил из реки самую свою крупную особь. Килограмм, наверное, сто! Это был председатель профкома одного из крупнейших гомельских строительных организаций. Есть у нас такой прекрасный санаторий на Соже: «Золотые пески». Я как раз напротив этих песков и рыбачил в проводку, стоя на якоре. А со стороны санатория на берег выехал автобус, полный Строителей. Ну и, ясное дело, тут все и началось. За пятнадцать минут было произнесено пятнадцать тостов, сначала длинных и прочувственных, а затем коротких и емких. Потом самая глазастая Строительница увидала меня посреди реки, заявила, что сейчас они будут варить уху, и потребовала обнародовать улов. Зачем-то это требование я выполнил: достал садок и помахал им над водой. Рыбка там была, уху сварить было можно, но конечно не на весь автобус. Народ оживился, замахал бутылками, мне было предложено присоединиться к празднику, а я всячески отнекивался. Празднующие решили что «строителей рыбачок не уважает» и что за рыбой надо отправить гонца. На переговоры был отправлен организатор торжеств и представитель администрации - председатель профсоюзной организации. Он решительно разделся и под бурные восторги зрителей красиво нырнул, красиво вынырнул и красиво поплыл неопределенным стилем в сторону лодки. При этом в одной руке он держал бутылку с водкой. Надо отметить, что это участок ниже ямы, Сож в этом месте сужается, а средняя глубина не очень велика: 3 – 3,5 метра, поэтому течение в районе «Золотых песков» очень приличное. Товарищ председатель выплыл на фарватер, его понесло вниз по течению и он, неожиданно пропал из поля зрения. Потом появился, и снова пропал. Так быстро я еще никогда не снимался с якоря! А как я греб!!! Рыболовствующие гомельчане, наверняка знают этот изгиб реки. Догнать пловца мне удалось в районе правого поворота, у входа в залив, как раз там, где базируется теплоход «Уран». «Пловец» уже давно не плыл, а только погружался и выныривал, причем погружался на очень длительное время. Вполне возможно, что когда он ухватился за лодку – сил на выныривание уже не оставалось. Мы долго затем катились вниз по течению, мимо дачного поселка, в сторону деревни Хоминка, Островок, пока оба не пришли в себя. Председатель надсадно дышал, кашлял и все время повторял: « Ну ты…, ну ты…»… Протрезвел он полностью и бесповоротно! Затем я прибуксировал его к берегу, мы еще минут двадцать сидели на бортах лодки тупо глядя на речку, а затем поволокли лодку вверх по течению – к Дню Строителя. Отряд, кстати, не заметил потери бойца. Да и нашего появления, похоже, тоже не заметил. Праздник продолжался, независимо от появления новых участников, либо чьей-то пропажи. Понятно, что рыбу в этот день я больше не ловил. Норма вылова была перевыполнена.
  Второе воспоминание не столь героическое и драматическое. Однако очень приятное. Я упал со столба и сломал ногу. Это еще не приятное! Стало быть, упал, и сломал. День был несчастливый, недели за две до Дня Строителя. И вот я лежу себе дома летом, когда все за грибами или на речку рванули, пялюсь в телевизор или пытаюсь читать. Ходить еще не могу, только прыгать на одной ноге, причем не толчковой. Наступает утро Дня Строителя. Звонок в дверь. Жена открывает. «Так! Где больной! Едем на рыбалку! Сейчас мы его в машину занесем! Там у него мгновенно все срастется!». Приехали друзья. Тут я должен дать некоторые пояснения и их представить. В нашей немаленькой семье, у меня имеется две старших сестры и младшенькая. У всех свои семьи. И все мы, эти семьи, дружим. Причем мужская половина, так или иначе, имеет отношение к рыболовной братии. У старших: Натальи и Виктора, профессиональных строителей, кстати, дача прямо на берегу Сожа. В отличии от нашей дачи, которая прямо в лесу. «Лесная» дача и «речная». И если вдруг открытие рыбалки, или просто ушицы с жареной рыбкой захотелось, то мы все едем на «речную»; ну а если грибозаготовки, либо лисичек хочется или вареников с черникой – то к нам, на «лесную». Мангалы исправно работают на обоих. Ну, так вот на речную дачу меня и повезли ногу лечить. Виктор и Володя, муж средней сестры, занесли меня в авто, привезли на речку, положили в одноместную резиновую лодку, сунули проводочное удилище, якорь и кормушку с сухарями и оттолкнули от берега, со следующим напутствием: « Твое дело не напрягаться, рыбу на уху мы сами наловим, а ты тут у бережка, вдоль лопухов погоняй поплавок, да не усердствуй. Отдыхай!». И убыли на двухместном катамаране на известные им рыболовные угодья. Там всегда клевало. Лодка мне досталась та еще, вместо весел две лопатки. Снасть чужая: питерский люминевый спиннинг, «Невская» с основной леской 0,4, поводком 0,25 и крючком, не поддающимся классификации. Запасного не было! Опарыш на этот крючок одевался с трудом и погибал еще до насаживания – от ужаса. Угнаться за «профессионалами» на катамаране, я никак не мог, да и не очень стремился на струю. Прямо тут, у лопухов, возле дачных домиков, где никто никогда не ловил – встал на якорь. Догадываетесь? Конечно! Клевало постоянно! Приличная плотва, подлещик, приближающийся к следующему рыбьему званию и густера значительно крупнее обычных экземпляров. На каждой проводке. Не далее пяти метров от лодки. Жадно. Уверенно. Одна, за одной. Мне ее некуда было девать. Просто снимал с крючка прямо в лодку, делал следующую проводку, подсекал, вытаскивал, стряхивал в лодку, насаживал, пускал, подсекал… Лодчонка моя, сочилась водой по швам, травила воздух, и ее периодически приходилось подкачивать ртом. Через час я уже полулежал задним местом в воде, а вокруг плескалась и прыгала пойманная рыба. Проплыв поплавка 2-3 метра, поклевка, подсечка, сидит…, проплыв, поклевка, подсечка, сидит… Догадываетесь? Конечно! Там, далеко на русле, у экипажа катамарана, на клевых местах вдоль бровки – не клевало вообще. Периодически отвлекаясь от ловли, я наблюдал катамаран то ближе, то дальше, то у себя за спиной. Бесполезно. У них не клевало. Кончилось тем, что Вовка с Витей заякорились рядом. Три поплавка одновременно уходят от борта. Правый ныряет. Я подсекаю – сидит, два оставшихся поплавка продолжают сплавляться; снимаю, насаживаю, пускаю, подсечка – сидит, два других поплавка безжизненно продолжают маячить где-то на пределе видимости. Невероятно!
 - « Слушай, да что это такое! Может мы этому калеке морду набьем?»;
- « А что! Иначе он вообще всю рыбу переловит!»;
- « Смотри! Опять тащит! У тебя хоть поклевка была?»;
- « Нет! А у тебя? Смотри, смотри! Что творит!»;
- « Слушай! Греби к берегу! Дай людям половить!».
  Мне и самому уже такая рыбалка в тягость. Плохо когда не ловится. Тягостно, скучно и неинтересно. Надо, чтобы хоть иногда клевало. Но не так же: постоянно и в заглот. Тоже совсем не интересно. Сую на катамаран свою снасть, прикормку, беру у ребят нож и снимаюсь с якоря. Рыбу чистить. После легкой потасовки за переданную снасть, катамаран становится строго на мое место. Смешно, ей богу! Все три снасти исполнены одним и тем же мастером, по одному образу и подобию.
  Нашлись добрые люди, помогли «калеке» вылезти из лодки и доковылять до дачи. Стемнело. Уха была уже сварена, рыба нажарена, стол накрыт, хлебушек, огурчики, лучок…, только водочка еще томилась в холодильнике. Все это я успел приготовить, прыгая на одной ноге. А рыбачков все не было. Появились они, когда я совсем уже истомился, злые и неразговорчивые. Ну что тут сделаешь? После того, как я уступил им место, они успели поймать по паре хвостов и клев прекратился. Напрочь.
  «Ну, Виктор Иванович – с праздником тебя профессиональным, Днем Строителя!». «Это у тебя праздник, а у меня сплошная невезуха» - бурчит Витя – «Ладно, поехали!».
  Надо ли объяснять, каким я себя чувствовал именинником. Нежданно, негаданно, на чужом поле, практически с сухим счетом. Ну, прямо, как если бы футбольный клуб «Гомель» приехал в Барселону и на глазах всего барселонского народа раскатал «Барсу» шесть - ноль, или даже восемь… Под уху с водкой мужики оживились, посветлели лицами, всячески меня нахваливали, и как рыболова, и как кулинара, обещали отомстить, и этого так просто не оставить. Откуда им было знать, что в День Строителя мне, всегда везет? Я и сам этого толком еще не знал и окончательно осознал только 9 августа этого года.
  Вот как развивались события. Сначала была «лесная» дача и суббота. Преддверие Дня Строителя. Вечером мы с супругой планировали отбыть на дачу «речную», чтобы в семейном кругу начать празднование этого дня прямо сегодня. Ну а пока: урожай, огурцы с помидорами, слив наросло, яблок, прочие дачные радости. Однако я улизнул за грибами. Элегантно намекнул жене, что шашлычок и коньячок без жареных грибочков будут совсем не так радовать наши желудки, что надо в меню внести некое своеобразие, и она сама погнала меня в лес. Ситуация в лесу за прошедшую неделю изменилась кардинальным образом: начался нормальный рост грибов. Причем только начался. Молоденькие подосиновики, подберезовики и зернистые маслята попадались с завидным постоянством. Нашлось и несколько белых, да чего там скромничать, пятнадцать штук, три из них – настоящие сосновые боровики с толстенной ногой и темно коричневой шляпкой. Я их собственно даже не искал, глаз на белый гриб не тренировал, они сами попадались. Искал я лисички и прочие грибы для сковородки, причем не очень-то в этом преуспел, зато вот трубчатых грибов насобирал прилично. По поводу тренировки глаз. Пока иду в лес, те грибы которые собираюсь искать – представляю себе в уме, с одной стороны, другой… Нахожу первый – сразу не срезаю, а посмотрю на него с разной высоты, присяду, обойду, запомню как он выглядит среди листвы, на фоне папоротника, брусничного кустика или цветущего вереска, тогда только срежу. И такой метод «намыливания глаза» очень помогает при грибозаготовках какого-то конкретного вида, например лисичек, маслят или опят. Однажды, после возвращения из леса я поливал помидоры в теплице, и, пробегая с лейкой мимо грядок краем «намыленного» глаза заметил что-то желтеющее, вернулся, чтобы срезать эти лисички ... и долго, с непониманием смотрел на желтые огуречные цветки.
  Ну и вот бродил я по известным мне лисичкиным угодьям, срезал совсем другие грибы, а сам вынашивал план предстоящей утренней рыбалки, который одновременно должен был стать планом мести. Дело вот в чем. На одной из последних совместных рыбалках один опытный и достаточно известный специалист фидерной ловли, со свойственной ему прямотой сказал мне примерно следующее: «Да ловил я в эту проводку на одной крупной реке. Не впечатлило. Не цепляет!». Ну, или как-то так. Сказано это было после того, как я отловил вечернюю зорьку в проводку, ничего впечатляющего не поймал и после второй рюмки, а может и третьей. Можно было пропустить это заявление мимо ушей, не заметить, но меня-то это зацепило. Отложилось и запомнилось. Бестактно, знаете ли, направляясь к своему «Мерседесу», кинуть по ходу дела знакомому пенсионеру, ковыряющемуся в двигателе своего, горячо любимого последние двадцать пять лет «Жигуленка»: «Дерьмо этот твой «Жигуль». Ездил когда-то. Не впечатлило». Больше сорока лет в рыбалке связывают меня с этим способом ловли. Чего я только не ловил с лодки, наблюдая за уходящим по течению поплавком, как только не экспериментировал?! Увлекался спиннингом, в восторге от фидерной ловли, прилично ловил в проводку маховой удочкой с берега, но пока силы и здоровье позволяют: буду возвращаться в свою лодочку, на течение под обрывистый берег любимой реки, в напряженной готовности к мгновенной подсечке, при малейшем движении далеко сплавившегося поплавка.
  Тогда, на той рыбалке и у того костра я не стал спорить и что-то доказывать. Не впечатлило человека. Насильно мил не будешь. У каждого свои пристрастия. А доказывать что-то в нашем увлечении можно только уловами и личным успехом. Любая рыбалка, это всегда чуть-чуть соревнование. Уловами своими я тоже ничего не доказал. Товарищ мой кормил и высиживал леща. И высидел! А у меня, хоть и бойко, ничего кроме ладошечной плотвы и густерки не ловилось. Ну не рассказывать же про ощущения от вываживания на течении на длинной леске легким проводочным удилищем.
  На автомате срезая попадающиеся грибки, я придумывал все новые и новые достоинства своего способа ловли, в противовес его способу. Который кстати и мой тоже! Напридумывал их сотни, да теперь и забыл. Чего о них, этих мифических достоинствах писать? Надо их доказывать и реализовывать. Пусть заочно, пусть, в очередной раз для себя самого, для дальнейшего самоутверждения и самоуважения. Тем более: место известное, место для меня счастливое, по данным агентурной разведки - с присутствием приличной рыбы. Тем еще более, что завтра День Строителя.
  Открытый урок в День Строителя.
  Вечер удался, конечно. И коньячок, и шашлычок, и грибочки жаренные: все было вкусно, всего в меру, всего хватило для длинной приятной беседы за полночь. Не помню, чтобы тут, когда то было иначе. Так уютно, спокойно и свободно бывает только с родными и самыми близкими людьми. Жены наши щебетали о своем, о девичьем: детях, внуках, знакомых, цветах на альпийской горке и укоряли нас о том «в чем они ходят». Мы потрясали спиннинговыми удилищами, я демонстрировал Вите фидер, на который он никогда не ловил, рассматривали блесны, воблеры и укоряли жен о том «чем мы ловим». Параллельно со всем этим я готовился к реализации завтрашнего плана. Варил горох, перловку, пшенку; молол кукурузу и геркулес, замешивал с самодельными смесями. Всыпал три пачки «Уникорма» и, о ужас!, открыл музейный экспонат «Сенсаса», который до этого только всем показывал и берег на самый крайний случай. Занюхиваю свои дипы и пристально рассматриваю опарыша. Хорош! Много! И в прикормку и на наживку.
  Подъем в четыре. Самочувствие прекрасное. Никакого предчувствия пролета. Витя помогает донести снасти и два ведра прикормки до берега. Я загружаюсь в катамаран, а он уходит на моторе вниз по течению, блеснить. Виктор, конечно и в проводку любит половить, но главная его страсть, это спиннинг. Он Ведущий Спиннингист нашей семьи. Прекрасно знает реку, щучьи места в этом районе, поэтому я уверен – День Строителя не обойдется без жареной щуки. Ну, начали! Якорюсь на месте, где вчера исправно ловился подлещик, полведра прикормки в сетчатую кормушку на дно, двадцать «апельсинов» и «мандаринов» за борт – они утонут на разной дистанции в полосе проводки и создадут дорожку. Тщательно вымеряю глубину, чуть-чуть волочения, но подпасок немного выше дна. Насаживаю самого вкусного. Первая проводка. Пока не клюет. Метрах в 30 от лодки зацеп за травку. Это тоже не плохо. Вторая проводка, третья… Шевелю и поддергиваю кормушку на дне. Еще три проводки… Тихо. Появляется край солнышка над противоположным берегом и сразу же поклевка! Подсекаю, тяжесть… немного водит влево, вправо… кажется, я знаю что это такое. Так и есть: клюнула огромная перловица. Еще несколько проводок. Еще одна перловица. Чуть приподнимаю крючок. Пять проводок, десять, …. Дальняя травка оказалась корчиком. Обрываю крючок. Перевязываюсь. Еще десять «апельсинов», интенсивно поддергиваю кормушку, еще десять проводок... Что-то ожидание клева затягивается. Экспериментирую с глубиной, начинает донимать уклейка, ухожу глубже, пускаю левее, правее. Еще один обрыв. Еще одна ракушка. Догадываетесь? Конечно! Клева не было. Совсем! Напрочь! Так тщательно разработанный план самоутверждения рушится по мере убывания прикормки. Надо что-то делать! Снимаюсь, меняю место, кормлюсь… Опять меняю место, становлюсь прямо под берег, на место своего старого триумфа. Везде глухо. Меняю насадки, дипую…
Ну что делать? Берусь за свой лодочный фидер. Кормлюсь. Жду. Жду и кормлюсь. Жарко. Ни ветерка. Время приближается к 11 часам. Ни поклевки! Возвращается Витя на своем свежевыкрашенном катере. Одна есть. Полторашка. Вот что мне в нем нравится, так это полное отсутствие жадности в рыбалке. Одну субботнюю щуку ловит и одну воскресную. Как поймал – возвращается. Ну, иногда две. Это, если соседи попросили поймать, к какому ни будь торжеству. Сегодня он абсолютный чемпион! С сухим счетом. Сворачиваемся. Жена с сестрой смотрят на меня с нескрываемым удивлением: «Что? Совсем ни одной?». Ни одной! Сегодня я полный двоечник. Поздний завтрак. Ложусь отдохнуть. Перед глазами маячит и маячит удаляющийся поплавок …
  Подхватываюсь! Ого! Только лег, а два часа, как ни бывало. Что-то неуловимо изменилось на улице. Ага! Появился устойчивый ветер, появились тучки. Сестра чистит праздничную щуку, Витя уже проснулся и красит крышу на сарае. Вот где шустрый строитель.
  - «О! Проснулся! Ну ты, брат, заспался совсем. Так всю рыбалку проспишь!»;
  - «Да какая теперь рыбалка? Поедем, наверное, скоро. Лучше бы я за грибами…»;
 - «Ну, ну! Еще не вечер. Покажи мне, как фидером ловят! Вон он стоит возле беседки. И прикормка у тебя еще осталась»;
 - «Так ведь тут и встать негде! Одни кусты кругом, бросать неудобно».
- «Найдем местечко, возле лодок можно встать».
  Вооружаю фидер, высыпаю остатки «Сенсаса» в прикормку, Витя прихватывает мое фидерное кресло, и мы направляемся к реке. Единственное свободное местечко, где можно забросить фидер на удивление свободно. Обычно тут стоят поплавочники. Набиваю кормушку, перловина плюс опарыш на крючок, размах, заброс … отстрел. Витя, вальяжно развалившись в кресле, радостно ржет и отпускает едкие замечания. Перевязываюсь, набиваю, наживляю, забрасываю. Кормушка приводняется примерно в том районе, откуда я таскал утром перловиц.
- «Слушай, так из этой кормушки все уже вымылось, пока она на дно погружалась. Надо какие-то перемычки придумать»;
- «Ну, какие перемычки? Ничего там не вымылось. Минут через пять, может и вымоется»;
- « А чего ты его вертикально… Смотри!!! Клюет!!!»;
- «Да ничего это не клюет! Кормушка потихоньку разгружается, вот и переехала на другое место»;
- «А как клюет?»;
- « Да как на болду! Только чувствительнее тут все в разы. Если мелочь, до дробит кончик, а если лещ, так трясет не по детски, вообще может…».
  В этот момент фидер подскакивает и начинает истошно кланяться Сожу, я его подхватываю и ощущаю там Рыбу! Витя порывается бежать за подсачеком, но я его загоняю в воду, подтягиваю, успешно обвожу кустик, приподнимаю голову, ложу на бок и буксирую прямо в Витины ноги. Тот лещика подхватывает, сам снимает с крючка, подбрасывает вверх, пытается уронить в воду, но ловит. «Килограмм!» - авторитетно заявляет он и бежит с уловом по улице на дачу, с криками: «Белая пошла!». Создать ажиотаж он умеет. Через 10 минут он возвращается с садком и посачеком, а у меня в активе еще две приличные особи, в пассиве одна перловица и трое зрителей за спиной. Лещ клюет! Неторопливо, ожидая размыва прикормки, но клюет верно, и засекается сам. Заброс, падение, перемещение кормушки, остановка на 2-3 минуты, еще короткое перемещение, поклевка, засекся и гнет фидер к воде. Классика! Количество заинтересованных зрителей возрастает. Витя всех их тут знает, комментирует, заливаясь смехом и тыча в меня пальцем: «Не мешайте! Фидер! Профессионал! Еле уговорил! Ловит везде, что хочет и когда хочет! Сегодня он хочет леща! Ха-ха-ха! Мастер-класс! Щербаковы отдыхают! Ха-ха-ха!». Вот, гад! А поклевки продолжаются. Одного спускаю в районе кустика, и еще одного достаю. Торопливо набиваю, забрасываю, вытираю дрожащие руки о штаны, они уже все в слизи и прикормке, суечусь, пытаюсь подсекать, но только промахиваюсь… «профессионал», тоже мне! Параллельно отвечаю на вопросы.
- Нет не болда! Принцип тот же, разница огромная… Плетенка! …Кормлю одну точку… Кормушка всплывает!... Чееерт! … Поклевка!!!... Есть!...Сейчас мы….А?!...Хорош!!!... Вот кормушка, когда вытаскиваешь – всплывает, а болда по дну… Да почитайте… Да в интернете… Да какие триста баксов?... Карповича 43а!...Салапин точка ру….Профессионалы на набережной через неделю… Камасан 12 номер…или десятый…ВВВ БРИК орг… А?! ... могилевчане там, минские…и наши есть…Багор точка нет…у меня 0,12….А?!... вот же не порвало…ОПАРЫШ!....
  Ну и в таком духе. Я парил! Купался в лучах незаслуженной славы, пытался быть важным и великим в этот очередной счастливый для меня День Строителя. Хотя, конечно, просто так удачно, в конце концов, сложилось. Витя практически насильно, потащил меня с фидером на речку, погода изменилась куда-то в лучшую сторону, ну и лещ, главный герой моего триумфа, неторопливо и важно вышел покормиться. Может даже и на утреннюю прикормку. Особые ощущения добавлял вот этот резкий переход: от абсолютного бесклевья к тотальному жору. Поэтому я никак не мог себя пересилить и остановиться. Грешен. Наверное, если для одного, то норму переловил. Рыбалку эту прекратили наши жены, которые потребовали идти за стол: щука и первый лещ были давно зажарены, и так же давно остыли. Но это ничего. Не страшно. Мы с удовольствием. И все радовались такому повороту событий, а то, говорят, что я был прямо сам не свой, после утренней рыбалки.

Про наш автомобиль, жена говорит, что этого желтого уродца я купил специально на рыбалку ездить. Так оно конечно и есть. Самый настоящий автомобиль для рыбалки. Только с уродством его я не соглашусь. Смотрите, как он симпатично улыбается и радуется вместе со мной неожиданной удаче.

Постойте! А как же с ловлей в проводку? Ловил, ловлю и буду ловить!

Категория: О рыбалке | Добавил: vik-sergeev (18.09.2009)
Просмотров: 2214 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 5.0/6 |
Всего комментариев: 2
2 roma0414
бАльшой ЗАЧЕТ! Дай Бог что бы почаще удавалось бывать на рыбалке и в лесу. Поменьше энергетики, побольше природы! Сие чтиво ничуть не уступает читаемым в юношестве "Запискам натуралиста" и "комсомольским" зарисовкам Василия Пескова.

1 anatol
Не статья, а просто хулиганство и издевательство над читателями: внимательно прочитал первый сюжет, подумал, заново перечитал. Чтобы окончательно не зацикливаться решил, что это такой литературный прием (обрадовался своей догадке) - пошел далее по тексту, как по течению - надеялся, что развязка будет в самом конце. Все замечательно (грибы, рыба, которой как всегда через край)! Виктор, ты водку-то спас?!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.